В Ивало, в 200 км к северу от полярного круга, Nokian тестирует свои новые зимние шины.
Когда мы хотим протестировать зимние шины, обычно прыгаем на Боровец или Бели Искыр. Но на этот раз мы немного дальше: в White Hell, знаменитом испытательном центре Nokian.
Это удивительное место находится на окраине городка Ивало в Финляндии, в 200 километрах от Полярного круга и в трехстах к северу от дома Санты.
Это место, где температура опускается ниже нуля минимум 200 дней в году. По дорогам кочуют олени, а классический местный транспорт расходует не бензин и дизельное топливо, а собачье печенье.
Рядом находится Саариселкя, самый северный горнолыжный курорт в мире. В нем есть полноценные трассы, подъемники и все прочее, и его нисколько не смущает то, что его высшая точка находится на сотню метров ниже Орлиного моста.
Но причины, по которым мы пока отправляемся в путь, конечно же, не имеют ничего общего с лыжным спортом. Их трое.
Во-первых, давайте отдадим должное компании, которая изобрела зимнюю шину почти столетие назад и имеет главное достоинство - больше не полагаться на собачьи упряжки, когда становится холодно. И которой точно в этом году исполняется 120 лет.
Во-вторых, давайте познакомимся с последними технологиями в этой области и убедимся раз и навсегда, что шина - это не просто кусок резины, отлитый в цилиндрической форме.
И в-третьих, но не в последнюю очередь: потому что здесь, в Ивало, Nokian поддерживает единственный в мире круглогодичный центр зимних испытаний. Он имеет площадь 1100 футбольных полей и здесь вы найдете все. В лесу есть еле протоптанные тропинки. Есть 700-метровый крытый каток, на котором вместо Денкова и Ставийского катаются Гольфы. А еще на замерзшем озере есть полноценная гоночная трасса.
Название этого волшебного места - Белый Ад, и мы признаем, что почти никогда не спали, потому что очень хотели попробовать.
Компания Nokian Tyres была основана в 1898 году как производитель галош и других резиновых изделий. Название происходит от ее родного города - городка Нокиа на юге Финляндии. Если вам интересно, да - это та же компания, которая до недавнего времени правила миром со своими мобильными телефонами.
Когда этот бизнес стал серьезным, компания разделилась на две части для облегчения управления. Более гламурная половина покорила планету на несколько лет, а затем отступила еще быстрее после появления iPhone.
Но у старого доброго шинного подразделения дела идут лучше и в прошлом году был зафиксирован рекордный объем продаж в 1,6 миллиарда евро.
Именно компания nokian создала первую в мире специализированную зимнюю шину в 1934 году. Теперь компания представляет свой новейший продукт - WR4, специально созданный для условий Центральной Европы, которой по мировоззрению финнов является Болгария.
Многие до сих пор считают автомобильные покрышки просто кусочками резины круглой формы. Фактически, они являются чрезвычайно сложным результатом многолетних разработок и довольно продвинутой физики. Один раздел покажет вам, что шина состоит как минимум из 13 различных компонентов. Используемые материалы варьируются от натурального каучука и рафинированных масел (компания Nokian гордится экологическим аспектом своей технологии) до стали и знаменитых арамидных волокон. Этот материал, изначально созданный для бронежилетов, обеспечивает дополнительную защиту шин от выбоин и высоких бордюров.
Центральная часть шины специально усилена. Каждый рисунок на захвате имеет точно подобранную форму и глубину, чтобы обеспечить максимальное сцепление в любых условиях.
Есть специальный маркер, показывающий, насколько изношен грейфер. Дно каналов отполировано для лучшего отвода воды и шлама. Также есть специальные «снежные гвозди», которые обеспечивают дополнительное сцепление на снегу. И так далее.
Распространенное препятствие на дорогах района Инари
Мы тестируем его на удивительно хорошо очищенных дорогах региона Инари - но довольно осторожно, потому что мы помним, что Финляндия - это страна штрафов за превышение скорости в 80 000 евро.
Затем начинаются ледовые испытания. Здесь мы уже видим, насколько серьезна разница между классическими северными шинами, такими как легендарная Hakkapeliitta, и такими, как WR4, созданными для меняющихся зим континентальной Европы.
На льду Hakkapeliitta словно приклеена. Но на мокром асфальте он не особо хорош, а на сухом его нельзя быстро проехать и смесь начинает терять качество даже при десяти градусах Цельсия.
Специальная разработка шин Nokian для исландской тюнинговой компании Artctic Trucks. На своей машине Top Gear доехали до Северного полюса (почти)
Оказывается, дрейфовать по льду - дело несложное. Тем более, что привыкаешь к мысли, что главное управление должно происходить не с руля, а с педали акселератора.
Шины здесь шипованные и очень быстро восстанавливают сцепление с дорогой, когда вы хотите. Что ж, в порыве излишнего энтузиазма нам удается потерять GoPro в снегу, но потом мы его находим. Фактически, единственный негативный момент во всем опыте - это то, что в конце концов нам все равно придется остановиться.
Если цена этого опыта состоит в том, чтобы иметь двести дней с отрицательной температурой, мы, кажется, готовы ее заплатить. И мы просто хотим сказать Nokian, что Белый Ад - совершенно нелепое название для этого места.
|